Sarna

Battletech

Encyclopedia

MechLab

Online

SMURFY

ВСТУПАЙ

В

КЛАН

ОБЩИЙ ОБЗОР.
ВОЙНЫ ТРИДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА

ВСЕЛЕННАЯ BATTLETECH

Я люблю культуру, события, противостояния и невероятный потенциал этого мира, раскрывающийся в историях о героизме, хитрости, предательстве и зле.
(Майкл Стакпол, автор романов о мире BattleTech)

Очень часто популярная вселенная, созданная талантливым писателем или режиссером, порождает множество игровых продолжений. Любой любитель фантастики сможет привести примеры, достаточно вспомнить “Матрицу”, “Звездные войны” или “Властелин Колец”. Примеров обратного, когда игровой мир становился источником популярной литературы и фильмов, значительно меньше: среди них Dungeons & Dragons, и вселенная, которой посвящена эта статья, — BattleTech.

Родоначальниками вселенной BattleTech и корпорации FASA, которая занималась развитием мира, являются Джордан Вейсман и Росс Бэбкок. Они вместе у чились в военно-морской академии, оба были поклонниками настольных военно-тактических игр, что и привело их к созданию своей игры. Едва ли они могли даже надеяться на тот успех и популярность, которые завоевало их творение.
 

ОТ ИГРЫ К ПОЛНОЦЕННОЙ ВСЕЛЕННОЙ

Мир, созданный Вейсманом и Бэбкоком, был весьма интересен. Судите сами: великолепный сплав фантастики со средневековыми мотивами, необычные методы ведения войны и, конечно, сами боевые роботы (гигантские шагающие машины), сделавшие механику игры непохожей на все, что было до нее. В последующие годы, после того, как настольная стратегическая игра стала известна и популярна, в свет начала выходить разнообразная продукция, использующая знаменитую торговую марку.
За игровыми книгами, описывающими мир, страны, технологии и героев, задействованных в игре, последовала художественная литература. Эти произведения внесли заметный вклад в развитие вселенной BattleTech, но их писали не сами создатели игры, профессионалы от литературы. Различными авторами было написано множество романов, и нет ничего удивительного в том, что серия вышла неровной: некоторые книги выглядят сильнее других в художественной составляющей, одни романы существенно влияли на ход истории мира, другие же рассказывали о незначительных для вселенной событиях. Главным двигателем местной истории стал известный и популярный писатель Майкл Стакпол. Существенная часть судьбоносных для вселенной BattleTech событий состоялась в его книгах: Стакполу была дана огромная свобода в плане развития сюжетов.
Не в последнюю очередь благодаря Стакполу и еще нескольким писателям, сложилась определенная картина вселенной с великолепной атмосферой.
 

КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

События вселенной BattleTech переносят нас в будущее примерно на тысячу лет. Но прежде, чем говорить об этой эпохе, необходимо рассказать о том, что ей предшествовало.
Несмотря на войны на Земле, в двадцать первом веке человечеству удается продолжать космические исследования, и создается портативный термоядерный реактор. Через несколько десятков лет ученые объявляют о самом крупном научном прорыве в истории человечества — создании кораблей, способных развивать сверхсветовую скорость, а значит — путешествовать между звездными системами.
Вскоре была основана первая инопланетная колония и началась обширная колонизация близлежащих систем человечеством. Происходило это под эгидой так называемого Земного Альянса, включающегося в себя все страны старушки Земли.
Примерно через сто лет людьми было заселено уже более полутысячи планет. Через некоторое время земная метрополия ослабла, и колониям удалось обрести независимость.
Локальная междоусобица привела к общей войне в Альянсе, и в итоге власть удалось захватить адмиралу Джеймсу Маккене. Он стал создателем и главой государства, названного Земной Гегемонией. Маккена предпринял попытку вернуть Земле контроль над колониями, но большого успеха не добился.
Тем временем начинают образовываться государства, которые станут главными действующими силами в будущем. Между ними почти сразу разгораются конфликты, разумеется, перерастающие в серьезные войны.

От Маккены власть переходит к его племяннику Майклу Камерону, который вкладывает большие средства в развитие науки, что приводит к созданию первого гигантского робота, пока еще — рабочего. Создатель прототипа робота доктор Атлас умер задолго до создания в 2439 году первого боевого робота, но именно его исследования сделали возможным появление этих страшных машин войны, навсегда изменивших представление о вооруженных конфликтах.
Еще раньше, в самом начале двадцать пятого века, было подписано соглашение, в котором устанавливались всеобщие правила ведения войны. К примеру, было запрещено использование ядерного оружия. Войны стали менее губительными для гражданского населения, но стали более частыми. Любые, даже мелкие разногласия стали приводить к военным столкновениям.
Прошли годы и, наконец, одному из правителей Гегемонии — Яну Камерону — удается подписать договоры с пятью самыми сильными свободными государствами. Так появилась Звездная лига, возглавляемая Камероном. Он был не единоличным правителем, а лишь первым среди равных. Звездная лига принесла человечеству мир и процветание, ее эпоха была ознаменована невероятным расцветом науки.
Однако династия Камеронов не была вечной. В 2751 году погиб Симон Камерон, а единственным его наследником оказался восьмилетний Ричард, которому все-таки удалось дожить до совершеннолетия и принять бразды правления. Но в 2766 году он был убит правителем окраинных миров лордом Стефаном Амарисом. Амарис уничтожил не только Ричарда, но и каждого человека, в котором текла кровь Камеронов, а после этого — объявил себя правителем Звездной лиги.
Амарис попытался заручиться поддержкой генерала Александра Керенского, возглавлявшего армию Лиги и бывшего регентом при Ричарде. Но тот объявил Амарису войну, которая длилась больше десяти лет. В итоге Керенский победил, захватил Землю, и приказал казнить Амариса и всех его родственников.
Благодарности Александр не получил, наоборот, ему предложили подать в отставку. Лорды Звездной лиги не смогли решить, кто из них должен стать первым. Каждый из них вернулся на свою территорию и стал готовиться к масштабнейшей из войн. Керенский же решил, что армии следует оставить исследованные людьми территории, известные как Внутренняя Сфера. Более восьмидесяти процентов солдат поддержали его. В ноябре 2784 года они исчезли из Внутренней Сферы. А среди ее народов появилась легенда, что Керенский и его люди вернутся, когда человечество будет в них нуждаться...

БОГИ НА ПОЛЯХ СРАЖЕНИЙ

Очевидно, что создание гуманоидных боевых роботов, в мире BattleTech часто называемых просто “мехами” (от английского сокращения “mech”), упирается в огромное количество технических проблем. Еще бы, ведь речь идет о машинах ростом под десять метров, способных передвигаться с высокой скоростью и нести на себе мощное оружие.
Разработчики вселенной, стремясь к реалистичности, тщательно продумали строение боевых роботов. Проблема движения была решена с помощью изобретения “мономерного волокна” — искусственных мускулов, сокращающихся под действием электрических импульсов и портативных ректоров. Многие боевые роботы имеют прыжковые двигатели, назначение которых понятно из их названия. Управление роботом осуществляется с помощью нейрошлема, превращающего водителя и его “мех” практически в единое целое. Чаще всего кабина пилота находится в “голове” робота, но бывают и исключения.

На боевых роботов обычно устанавливают энергетическое оружие, которое не нуждается в боеприпасах. Кроме него, часто используются ракетные установки и автоматическое стрелковое оружие. Многие “мехи” могут принять участие в своеобразном рукопашном бою при помощи рук или специального оружия ближнего боя (только представьте себе подобный гладиаторский поединок между двумя десятиметровыми стальными машинами!).
Главной трудностью эксплуатации боевых роботов является их нагрев. Практически все системы и подсистемы “меха” вырабатывают большое количество тепла, которое мешает правильному функционированию робота и его частей, а также отрицательно влияет на пилота (да, в эпоху автоматики не удалось до конца избавиться от человеческого фактора). Нередки случаи, когда из-за перегрева отказывают важные компоненты боевой машины, и “мех” оказывается неспособным продолжить бой.
Основным преимуществом “мехов” над другими видами боевой техники является их универсальность: при минимальной адаптации роботы могут быть подготовлены для сражения в любых климатических условиях. Кроме того, на практике быстро было установлено, что по огневой мощи с боевым роботом может сравниться только... другой боевой робот!
 

НАСЛЕДНИКИ ЗВЕЗДНОЙ ЛИГИ

Но вернемся к истории. Итак, основная сдерживающая войну сила исчезла. Началась бесконечная борьба за власть во Внутренней Сфере, разгорелись конфликты, получившие название “Войны за наследие”. Произошел значительный регресс, многие технологии были безвозвратно утеряны. Ведь войны велись без правил, страдало не только гражданское население, но и научные ценности. Да и люди Керенского забрали с собой немало технологий, восстановить которые не удалось.
Власть на Земле захватывает Джером Блейк. Он объявляет ее нейтральной территорией и создает “КомСтар” — организацию, которой удается установить монополию на галактическую связь. Кроме того, “КомСтар” занимается сбором и сохранением исчезающих технологий, правда, делиться с остальными мирами “КомСтар” не торопится. Со временем религия занимает большое место в структуре “КомСтара”, а основателя организации Блейка стали почитать, как святого. “КомСтар” начинает походить на секту.
Следующие два с половиной столетия представляли собой нескончаемую череду войн между Государствами-наследниками, но ни одной из стран не удавалось добиться подавляющего превосходства.
На этих государствах остановимся чуть подробнее. Это именно те самые пять стран, что первыми вошли в Звездную лигу. В политическом устройстве всех державах произошло возвращение к прошлому, к феодализму. Каждое из государств накрепко связано с одним правящим семейством. Нескольким династиям удавалась удерживать власть в Сфере в течение нескольких сотен лет — при том, что шли непрекращающиеся войны.

ЛИГА СВОБОДНЫХ МИРОВ
Государство основано, когда Земля была вынуждена предоставить своим колониям независимость. Принципы свободы, заложенные при создании Лиги, дали толчок развитию экономики и процветанию промышленности, однако те же самые принципы стали причиной политической нестабильности в стране.

КОНФЕДЕРАЦИЯ КАПЕЛЛАН
Создана, как содружество нескольких миров для защиты от агрессии. Власть в государстве оказалась у семейства Ляо, которому пришлось постоянно прикладывать немалые усилия, чтобы удержать страну от распада и не дать более могущественным соседям разрушить Конфедерацию.

СИНДИКАТ ДРАКОНА
Государство напоминает по своему устройству средневековую Японию. Воины следуют принципам самураев, начиная от верности и доблести в бою и заканчивая обязательным ритуальным самоубийством. На протяжении почти всей своей истории Синдикат был крайне агрессивной державой.

ЛИРАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО
Появилось по той же причине, что и Конфедерация Капеллан: несколько систем объединились для защиты от общего противника. После того, как управление государством перешло к семье Штайнеров, Содружество, благодаря грамотному управлению, стало самой богатой и процветающей державой-наследником. Впрочем, это произошло не на пустом месте: на территории Содружества расположены самые наиболее богатые ресурсами планеты.

ФЕДЕРАЦИЯ СОЛНЦ
История Федерации неразрывно связано с домом Дэвионов. С самого своего создания Федерация представляла грозную военную силу, с которой всегда были вынуждены считаться соседи. Часто экономические успехи страны были прямым следствием военных побед. Для столь милитаризованной страны в Федерации очень высок уровень личной свободы и науки.

ФЕДЕРАТИВНОЕ СОДРУЖЕСТВО
Существует несколько более мелких держав, но я упомяну еще лишь об одном государстве, появившемся только в тридцать первом веке.
Было образовано благодаря свадьбе женитьбе Хэнса Дэвиона, правителя Федерации Солнц, и Мелиссы Штайнер, которой принадлежал трон Лиранского содружества. Объединение двух могущественных домов создало самое мощное государство Внутренней Сферы со времен Звездной лиги.

Последней серьезной силой Внутренней Сферы являются наемники. Их много и они очень разные — от беспринципных убийц, продающихся тем, кто платит, до подразделений с кристальной репутацией и нерушимыми принципами. Некоторые отряды обладают богатой историей, например, “Горцы Нортвинда” ведут свою историю от коренных жителей Шотландии, а “Гончие Келла” были созданы близкими родственниками дома Штайнеров.

Кланы

Армия, уведенная Керенским за пределы Сферы, не погибла: воины нашли новый дом на планетах неизведанных систем. Александр и его сын Николай заложили основы общества, известного как “кланы”. Все в кланах было построено вокруг воинов, чести и доблести. В отличие от жителей Внутренней Сферы, кланы смогли сохранить технологии Звездной Лиги, но на этом они не остановились и достигли новых высот — их боевые роботы были сильнее и быстрее своих аналогов из Сферы.
В кланах практически отсутствует естественное воспроизведение потомства, новых солдат выращивают из генетического материала наиболее прославленных воинов, а затем воспитывают в сиб-группах, в которых выживают лишь сильнейшие. Кстати, благодаря технологиям клонирования, кланы создали особый вид пехоты — элементалов, воинов, ростом в полтора раза выше обычных людей. Облачаясь в специальную броню, элементалы способны противостоять даже боевым роботам.
Сотни лет воины кланов оттачивали свое боевое мастерство, сражаясь друг с другом, и только лучшие воины, победители получали возможность продолжить свой род. Бойцы кланов отличались неутомимостью, огромным мастерством, смелостью, любовью к сражениям, без которых они не мыслили жизни.

Общественная организация кланов строится на кастовой системе, причем лишь каста воинов обладает реальной свободой и потенциальной властью. Целью жизни практически каждого воина является получение родового имени, то есть имени одного из ближайших сподвижников Александра и Николая. Воины с родовым именем имеют реальную перспективу политического роста.
Во главе каждого из кланов стоят два вождя — хана. Из ханов выбирается один, который возглавляет все кланы — ильхан, но его власть далеко не абсолютна, так как кланы не представляют собой единого образования.
За несколько веков междоусобных войн кланы стали очень сильными воинскими подразделениями, значительно превосходившими свои аналоги из Внутренней Сферы. Но очень многое в кланах было подчинено жестким традициям, что не способствовало эффективности на войне. К примеру, воины старше сорока лет считаются в кланах практически бесполезными.

К тридцать первому веку в кланах начали задумываться о возвращении во Внутреннюю Сферу. При этом возникли две противоборствующие фракции, “Хранители” и “Крестоносцы”. Первые ратовали за то, чтобы защищать жителей Сферы от любых внешних и внутренних угроз. Вторые выступали за захват кланами Сферы и, в первую очередь, Земли. Методы “Крестоносцев” были предельно агрессивными, тогда как “Хранители” предпочитали более либеральные средства достижения цели. Тем не менее, и те, и другие были прекрасными воинами, и не боялись применить силу в случае необходимости.
В 3050 году началось вторжение кланов во Внутреннюю Сферу, государства которой оказались абсолютно не готовы к противоборству с таким противником. Единственным шансом на по беду было объединение, а ведь их державы Сферы разделяли века междоусобиц..."

СТАТЬЯ ВТОРАЯ.

КЛАНЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ БТ.
(ЭТО ПРО НАС, ДА.)
 

ПУТЬ КЛАНОВ В МИРЕ BATTLETECH

Кратко о статье: Когда армия ушла от гражданской войны за пределы обжитого космоса, появились Кланы — отряды лучших из лучших бойцов, объединенные какой-либо идеей. Со временем Кланы разрослись до целых наций, менялись их число, сила, власть, убеждения, но одно оставалось всегда — на поле боя Кланы непревзойденны.

В наши дни война в моде, и, вероятно, это не скоро пройдет. Фридрих Великий

BattleTech
У множества людей во всем мире это название ассоциируется с войнами гигантских боевых роботов. Но в действительности BattleTech — это яркая и притягательная история будущего. История возвышения и распада Звездной Лиги. История Исхода армии из Внутренней Сферы за пределы Периферии. История ее возвращения — Вторжения — и кровавых межчеловеческих войн.

Практически в каждой фантастической вселенной имеются воинственные нации, единственная цель которых — бесконечные сражения. Номало кто может сравниться в этом с Кланами, рожденными фантазией создателей мира BattleTech. Боец Клана — образ идеального воина, свирепого и бесстрашного. Воина, готового на все для достижения цели.

История Кланов — это история бесконечных войн и борьбы за существование. Летопись нации прирожденных воинов ведется с того момента, когда, спасая армию от гражданской войны, генерал Александр Керенский осуществил Исход из Внутренней Сферы. Керенский увел свой народ в отдаленный сектор галактики, установив власть на пяти планетах, названных впоследствии Пентагоном.
Чтобы превратить вчерашнюю армию в полноценное общество, пришлось демобилизовать три четверти личного состава. Чести остаться в рядах вооруженных сил удостоились лишь самые лучшие. Далеко не всегда демобилизация проходила гладко. Среди бывших военных росло недовольство, выливавшееся в бунты и террор против мирного населения.
Внутренние конфликты, противоречия и междоусобицы разрывали новорожденное общество. Выход из тупика нашел сын Александра, Николай Керенский. Обосновавшись на планете Страна Мечты, он разделил сопровождавший его отряд на двадцать групп, или Кланов, по сорок человек в каждом. Кланы должны были покончить с бунтовщиками — вобрать их в себя или уничтожить. Кроме того, клановая система пришла на смену традиционному делению по национальному признаку.

 

ПИРАМИДА ВЛАСТИ



Клан представляет собой общество с кастовой структурой, где у каждого человека имеется свое четко определенное место. Например, трудовая каста, каста техников, ученых и торговцев. Но, разумеется, ядро Клана — воинская каста. Однако и она неоднородна.

Вернорожденные воины — прямые потомки “золотого генофонда” Клана, тех солдат, которых отобрал Николай Керенский. Они воплощают в себе наиболее ценные черты своих генетических родителей. Но генетический набор не остается неизменным — он постоянно совершенствуется за счет генов солдат, которые показали себя наиболее умелыми и успешными в бою. Таким образом Кланам удалось постепенно изжить свои слабые черты и усилить выгодные качества.
Другая награда для наиболее отличившихся — Родовое Имя, имя, принадлежавшее одному из основателей Клана. Его можно получить только после серьезных испытаний, пройти которые по плечу не каждому. Зато обладатель Родового Имени обладает политической властью внутри Клана.
Воины, появившиеся на свет естественным путем, называются вольнорожденными. Они могут рассчитывать лишь на места в гарнизонных частях или во втором эшелоне наступающей армии.
Во главе каждого Клана стоит Хан — политический и военный лидер, избираемый голосованием тех воинов, которые носят Родовое Имя. Хан представляет свой Клан на Великом Совете и участвует в определении политики Кланов в целом.
Нечто вроде заместителя лидера Клана — саХан. При необходимости он берет на себя административные функции, и занимает пост Хана в случае гибели или недееспособности последнего.
Особняком в политической структуре стоит ильХан. Это верховный правитель Кланов и глава объединенных военных сил. Он выбирается на Великом Совете всеми Ханами — только в том случае, если Ханы стоят перед лицом значительной внешней или внутренней угрозы. В мирное время пост ильХана упраздняется.
 

ХРАНИТЬ ИЛИ УНИЧТОЖИТЬ?

Несмотря на то, что в их основе лежала одна общая идея, постепенно Кланы превратились в самостоятельные образования, различающиеся не только по приемам ведения боя, но и жизненной философией. По-разному трактовали и завещание Александра Керенского о возвращении во Внутреннюю Сферу.
По последнему пункту Кланы раскололись на две большие группы — Хранителей и Крестоносцев. Первые настаивали на то, что Внутреннюю Сферу необходимо защищать от внешней агрессии. Вторые же выступали за скорейший захват Земли с целью возрождения истинной Звездной Лиги. Между Хранителями и Крестоносцами уже давно идет упорная политическая борьба, порой переходящая в открытые военные столкновения.
 

КЛАНЫ-ХРАНИТЕЛИ

КЛАН ОБЛАЧНОЙ КОБРЫ
Один из самых малочисленных кланов — но отнюдь не самый слабый. Во время сражений Кобры делают ставку на аэрокосмические силы, что обеспечивает им огромное преимущество. Этот Клан обладает гигантским флотом космических боевых кораблей. Располагая такими силами, Кобры давно могли бы стать одним из самых авторитетных Кланов. Однако воины Клана предпочитают держаться в стороне от политических интриг, совершенствуя свой дух и боевое мастерство.

КЛАН КОЙОТА
Койоты могут похвастаться лучшей технической кастой во всех Кланах. Именно стараниями местных умельцев был создан первый ОмниМех — боевой робот нового поколения. Отличная техническая оснащенность позволяла Койотам на протяжении многих лет занимать одну из лидирующих позиций в Великом Совете. После уничтожения Дымчатых Ягуаров и ослабления Волков Койоты намеревались занять ведущее положение в клановом сообществе, но натолкнулись на серьезное сопротивление Кланов-Крестоносцев, стремящихся разделаться с Койотами и заполучить их технологии.

КЛАН АЛМАЗНОЙ АКУЛЫ
Одну из основных силу этого Клана, наряду с Воинами, составляют представители Торговой Касты. Акулы способны повлиять практически на все сделки между Кланами. Это дает им в руки отличный инструмент для защиты собственных интересов. С другой стороны, многие Кланы считают Акул торгашами и не рассматривают их как достойных конкурентов. Войны Акул имеют известны своей способностью точно определить необходимое количество войск для сражения и боевым мастерством. Силён и их научный потенциал: ими были изобретены множество технологий, получивших распространение в всех Кланах, в том числе незаменимый Чаттервеб (Chatterweb)- средство мгновенной связи на огромных межзвёздных расстояниях.

КЛАН ПРИЗРАЧНОГО МЕДВЕДЯ
Сильнейший среди Кланов-Хранителей. Медведи всегда считались оплотом стабильности, чья спокойная уверенность не раз охлаждала воинственный пыл Крестоносцев. Они никогда не принимают спонтанных решений и не проводят бессмысленных атак. Поэтому их акции практически всегда заканчиваются успехом. Кроме того, Медведи известны ревностным отношением к своей собственности.

КЛАН ГИГАНТСКОГО СКОРПИОНА
Скорпионы считают, что только постигнув древние истины, можно возродить Звездную Лигу. Мистицизм и поклонение предкам прочно вошли в жизнь воинов-Скорпионов. Многие из них посвящают годы поискам древних артефактов, способных даровать невиданную силу. Скорпионы также верят, что употребление особой микстуры под названием некросия, изготовляемой из яда гигантского скорпиона, позволяет им постичь мудрость предков.

КЛАН СНЕЖНОГО ВОРОНА
Много лет назад во время междоусобных войн Клан Снежного Ворона понес огромные потери, которые не удается восполнить по сей день. Череда неудач сделала Воронов замкнутыми и воспитала недоверие к посторонним. Представители этого Клана уверены, что следует экономить на всем и не разбрасываться попусту ресурсами. Снежные Вороны — Клан, не имеющий четкой принадлежности ни к одной из фракций. Номинально следуя заветам Хранителей, Вороны во многом поддерживают Крестоносцев, когда это совпадает с интересами их Клана.

КЛАН СТАЛЬНОЙ ГАДЮКИ
Слабейший из Кланов, получивший место в атакующем эшелоне только благодаря стечению обстоятельств. Во многом слабость Гадюк проистекает от их политической неопределенности: они и не могут окончательно примкнуть ни к Хранителям, ни к Крестоносцам. Несмотря на то, что Ханы Клана поддерживают идеи мирного возрождения Звездной Лиги, большая часть воинов ратует за насаждение нового порядка путем силы.

КЛАН ВОЛКА В ИЗГНАНИИ
Часть Клана Волка, переселившаяся после раскола во Внутреннюю Сферу. Многие считают их предателями, но сами Волки в изгнании уверены, что только они четко следуют заветам Хранителей, оберегая Внутреннюю Сферу от агрессии Крестоносцев.

 

КЛАНЫ-КРЕСТОНОСЦЫ

КЛАН ВОЛКА
Один из сильнейших и самых агрессивных Кланов-Крестоносцев. После обвинения в геноциде Волки были вынуждены вступить в войну против Клана Нефритового Сокола, в ходе которой погибли все их лидеры. После этого клан Волка раскололся на две части. Волки, проповедовавшие идеологию Хранителей, ушли во Внутреннюю Сферу. Вторая половина Клана, возглавленная Крестоносцем Владимиром Вардом, начала активно готовиться к новому вторжению во Внутреннюю Сферу.

КЛАН ЗВЕЗДНОГО УЖА
Звездные Ужи — один из немногих Кланов, который ценит представителей более низких каст наравне с воинами. Чем старательнее работают техники и ученые, тем лучше сражаются и воины, — считают Ужи. Такое лояльное отношение отдалило Ужей от других Кланов. Между тем в военном отношении Звездные Ужи — одни из сильнейших. И лишь слабость политической позиции не позволила этому клану принять участие во Вторжении.

КЛАН НЕФРИТОВОГО СОКОЛА 
Самый одиозный Клан. Истинные Крестоносцы, Соколы всегда были на острие атаки против Внутренней Сферы. Между тем этот Клан — самый нетерпимый к вольнорожденным и представителям низших каст. Надменность и самоуверенность стали причиной многих... [слово плохо скопировалось, но он имел ввиду грандиозные победы. Всё остальное - ересь и гнилая пропаганда волков. прим.]... Соколов. После того, как силы Внутренней Сферы уничтожили Клан Дымчатого Ягуара, Соколы возглавили коалицию крестоносцев.

КЛАН ЛЕДЯНЫХ ХЕЛЛИОНОВ 
Клан неудачников. [ВСЁ ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛ(tm) прим.] Несмотря на великие военные подвиги в прошлом, сейчас Хеллионы занимают одно из последних мест в рядах Крестоносцев. Воспользовавшись ослаблением Волков, Соколов и Ягуаров, Хан Аса Тэни сделал попытку пробиться к титулу ильХана. Однако она оказалась неудачной — во многом из-за отсутствия поддержки со стороны других Кланов.

КЛАН АДСКИХ ЛОШАДЕЙ
Воины, а не боевые машины, являются основной ценностью Клана Адских Лошадей. В то время как другие поклоняются боевым роботам, Адские Лошади делают ставку на пехоту. Более того, именно этот Клан создал уникальные бронекостюмы элементала. Несмотря на то, что пехота Лошадей — лучшая во всех Кланах, недостаток боевых роботов (а, следовательно, и военной мощи) не позволяет Адским Лошадям стать лидирующим Кланом.

КЛАН ОГНЕННОГО МАНДРИЛА
Клан состоит из множества фракций, которые называются Киндраа и исповедуют каждый свое мировоззрение. Мандрилы — миниатюрная копия всего сообщества Кланов, и в этом их сила и слабость. Повышенная конкуренция внутри Клана позволяет воспитывать очень сильных бойцов. Но, с другой стороны, Мандрилам очень трудно договориться о совместных действиях — даже на высшем уровне. В то время как одни фракции исповедуют взгляды Крестоносцев, другие придерживаются позиции Хранителей.

КЛАН ДУХА КРОВИ
Духи Крови считают себя единственными истинными последователями заветов Николая Керенского. Даже военная структура Клана не претерпела за прошедшие столетия никаких изменений. Суровые тренировки делают из воинов этого Клана высококлассных бойцов. Однако отсутствие инициативы становится для них препятствием на пути к успеху. Представители этого Клана не разделяют мнения других крестоносцев о том, что вторжение во Внутреннюю Сферу нужно начинать как можно скорее. Духи Крови уверены — для всего в этом мире есть подходящее время. А для вторжения оно еще не наступило.
 

Все это — лишь малая толика того, чем живут воины Кланов. Создателям вселенной BattleTech удалось придумать на редкость удачную и харизматичную нацию. Нарочитая грубость и воинственность этих суровых бойцов буквально зачаровывает. Каждый может найти в мире Кланов то, что нравится именно ему. Политические интриги и бесконечные битвы делают жизнь кланнеров разнообразной и притягательной. Но не стоит забывать, что важнейшее для каждого воина Кланов понятие — честь. Путь чести — это и есть путь Кланов. Но каждый Клан идет по этому пути своим способом."